18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Литературный календарь

01:50 04.01.2024 16+
Литературный календарь.

Бессмертный Бабич.

Шайхзада Бабич - классик башкирской национальной литературы. Деятель башкирского национально-освободительного движения, один из членов Башкирского Правительства (1917—1919). Председатель Всебашкирского союза молодёжи «Тулкын» (1917—1918).

Родился в селе Асяново Бирского уезда Уфимской губернии. Происходил из башкир-вотчинников Куюковой тюбы Канлинской волости (ныне Дюртюлинского района Башкортостана)[3]. Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира — указного муллы Асянского махалля. В 1910 году он уехал в казахские степи, обучал детей казахов.

В 1911—1916 гг. учился в медресе «Галия» в Уфе. В годы учёбы Ш. Бабич глубоко увлекся литературой, участвовал в литературных и музыкальных кружках, печатался в рукописном журнале медресе «Парлак». После окончания учёбы он уехал в Троицк, работал учителем, одновременно сотрудничал в журнале «Акмулла».

Летние месяцы 1917 года находится в Уфе, затем переехал в Оренбург, где на первых порах работал в сатирическом журнале «Кармак» («Удочка»).

С осени 1917 года Ш. Бабич участник башкирского национального движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета) Автономного Башкортостана, редактор газеты «Башкорт», руководитель молодёжной организации башкир «Тулкын» («Волна»).

В 1918—1919 годах работает военным корреспондентом в башкирском войске.

Единственный прижизненный сборник стихов Ш. Бабича «Синие песни. Молодой Башкортостан» вышел в 1918 году в Оренбурге.

25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома.

29 марта 1919 года при перевозке типографии Башревкома в Оренбург Шайхзада Бабич был жестоко убит в селе Зилаир Зилаирского кантона только что созданной Башкирской АССР.

Ш. Бабич оставил богатое и содержательное поэтическое наследие: его эпиграммы, пародии, стихотворные сатиры, оды, элегии, песни и стихотворные обращения и послания, басни, баллады и поэмы оказали огромное влияние на духовную культуру народа и подняли литературу на новый уровень развития.

Первые его стихи «Эй китап» («О, книга»), «Бәхетһеҙ мин» («Несчастен я»), «Беҙҙең баҡса» («Наш сад»), «Ямғыр теләге» («Дождик, лей»), «Зарланыу» («Жалоба») и другие были написаны в 1910 году. С 1913 года его публикации начали появляться в журнале «Шура». При жизни поэта был издан всего лишь один его сборник стихов в Оренбурге под названием «Йәш Башҡортостан. Зәңгәр йырҙар» китабы («Синие песни. Молодой Башкортостан», 1918).

Шайхзада Бабич пришел в литературу, вдохновленный идеями просветительства и национального возрождения. Стихотворение «Халҡым өсөн» («Для народа», 1914), выразило его программные устремления. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа.

В период Февральской революции он помогал организовать и выпускать в Троицке газету «Хөр милләт» («Освобожденная нация», 1917). И сам публиковал в ее первых номерах стихи «Йәшәһен эшселәр!» («Да здравствует рабочий!», 1917), «Хөрриәт бүләге» («Подарок свободы», 1917), «Тәмҫил киҫәге» («Сходство частичное», 1917), проникнутые духом борьбы за будущее народа.

Шайхзада Бабич автор многих героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость «Башкортостан» (1917-18), «Көтмәҫтән» («Нежданно», 1917-18), «Салават-батыр» (1917-18), «Күҙеңде ас» («Раскрой глаза!», 1917-18) и других. В произведении «Большевиктар менән килешеү туралы башҡорт халҡына көйлө хитап» («Стихотворение – обращение к башкирскому народу», 1919) Бабич сумел объяснить о сложностях национальной борьбы и роли З. Валиди в этой борьбе

Шайхзада Бабич виртуозно владел мандолиной, прекрасно пел башкирские народные песни. Многие композиторы уже в советское время обращались к стихам Бабича. Ведущие композиторы Башкортостана Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Рим Хасанов и другие часто писали песни и романсы на его стихи. В его лирике прослеживается красота природы и нежные чувства («Яҙғы йыр» («Весенняя песнь», 1917-18), «Ҡурайҡайға» («Курай», 1917-18), «Минең фәрештәм» («Мой ангел», 1917), «Исемдәр баҡсаһы» («Цветник имен», 1917) и др.). Восхищает музыкальное звучание таких стихов, как «Скрипка» (1915) и «Мандолина» (1914).

Шайхзада Бабич завоевал популярность как блестящий сатирик и юморист. Баллада «Ҡандала» («Клоп»,1916), поэма «Газазил» (1916), цикл эпиграмм «Китабеннас» стали заметным явлением во всей тюрко-язычной литературе. Бабич высоко поднял культуру и технику стиха, успешно использовал в своем творчестве традиции башкирских народных песен и кубаиров, учился на лучших образцах восточной классической поэзии.

Творческий путь Шайхзады Бабича продолжался менее десяти лет, произведения поэта публиковались в печати в течение всего четырех-пяти лет. По словам Равиля Бикбая, огромна заслуга Шайхзады Бабича в том, что он поднял на новую высоту искусство слова, обогатил идейно-эстетическое содержание башкирской поэзии, неоспоримы его заслуги и в развитии поэтического мастерства.

В 1995 году постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан с целью поощрения наиболее талантливой молодежи была учреждена Государственная республиканская молодежная премия имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры. И с тех пор стало доброй традицией ежегодное чествование молодых талантов нашей республики в канун Дня российской молодежи.

В последние десятилетия книги Шайхзады Бабича были изданы в Уфе и Казани. На могиле поэта в селе Зилаир и Уфе воздвигнуты памятники. Имя выдающегося поэта носят улицы в столице, во многих городах и населенных пунктах республики. Булат Юсупов снял художественный фильм о жизни поэта.

Долгие годы существовали запреты на изучение творческого наследия Бабича, оставившего яркий след в башкирской поэзии. Были репрессированы И. Насыри, Абус и другие писатели, занимавшиеся исследованием поэзии Бабича. После 1956 года его реабилитировали. В этот период к изучению поэзии Бабича обратился известный литературовед А. Харисов. Однако в 1970-х годах творчество Бабича снова оказалось под запретом. Долгие годы не издавалось первое монографическое исследование, проведенное Р. Бикбаевым. Лишь после 1980-х годов он сумел приступить к изданию и изучению литературного наследия талантливого поэта. После ряда запретов вновь в школьную программу вернулись поэтические произведения Бабича.



3886

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock