Интересно было принять участие в первую очередь потому, что в главной роли выступал Воскресенский завод - первый завод компании Твердышевых-Мясниковых и ставший лучшим среди медеплавильных (фото 1,2,3). Тогда как Белорецкий, из последних созданных, стал самым перспективным среди "железных". Для многих тогда, в 18 веке, да и сейчас Иван Борисович Твердышев, стал наставником не только в горном деле, но и вообще в продвижении собственного дела, проявив смелость и предприимчивость.
Задумав когда-то осваивать далёкие земли, симбирский купец вместе со своей семьёй, с братьями и мужем сестры, Иваном Мясниковым, прошёл путь от принципа "купи - продай - купи" к принципу "создай - продай - создай".
Их заводы росли, как грибы, при этом, взявшись за незнакомое дело, они не имели соответствующего образования, и с первых шагов так поставили производство, что через несколько лет после начала медной эпопеи стали признанными авторитетами в металлургии.
До пугачёвского восстания Воскресенским заводом в основном занимался Яков Борисович, брат Ивана. А после смерти всех представителей этого поколения и Воскресенский, и Белорецкий заводы достались одной из дочерей Ивана Мясникова, Дарье, в замужестве Пашковой. Позже Белорецкий завод перешёл сыну Пашковых Ивану, а Воскресенский - Василию. Так и продолжались эти наследственные линии владения заводами до тех пор, пока старые технологии, крепостное право, вступавшее всё чаще в конфликт к горным правом, война 1812 года и финансовые проблемы, пришедшие вместе с ней, не привели к тому, что во владения заводами вмешались иностранные компании - Белорецкими заводами стала владеть немецкая, а Воскресенским - английская, привнеся новые технологии, включая паровые машины вместо водяного колеса.
Это, безусловно, вывело заводы на новый уровень производства. Но привело к быстрому истощению Каргалинских медных рудников около Воскресенского завода. Тогда завод у англичан был вновь куплен одним из потомков Пашковых - Василием Александровмчем, который перепрофилировал завод на чугунолитейный.
Вернемся к рубежу 19-20 веков. В это время у Пашковых в Воскресенском заводе был и дом - летняя резиденция. Сейчас в этом историческом здании производственные классы интерната для детей с интеллектуальными нарушениями (фото 5,6,7). Готовят там швей, садовников, пчеловодов, делая акцент на обязательной адаптированности выпускников к самостоятельной жизни.
Наследием горнозаводской цивилизации остались и села при Воскресенском заводе, когда-то населённые привезенными крепостными крестьянами (какие-то появились при Твердышеве, а какие-то при Дарье Пашковой) - Воскресенское, Дарьино, Васильевка, Александровка, Хлебодаровка. К сожалению, в фольклоре старожилов этих деревень уже нет упоминания о заводе, ведь он давно утратил значимость для населения, зато многие исполненные песни и обряды узнаваемы и нами, представителями другого района. Объяснение одно - переселенцы для наших горных заводов были из одних губерний.
К сожалению, фольклорное наследие горнозаводчан, как и завод, уходят в прошлое. Но есть надежда, что как завод становится туристическим объектом и представителем промышленной архитектуры, так и песни, предания и обряды будут зафиксированы, переняты и не хуже исторических документов будут рассказывать о таком важном периоде нашей страны, как горнозаводская цивилизация.Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию. За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.



Оставить сообщение: