18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Антология блокадной поэзии

20:19 31.01.2023 16+
Антология блокадной поэзии

Лед, смерть и война в стихах Владимира Лифшица, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц и других поэтов

Подготовила Полина БарсковаПоказать ещё
Феномен блокадной поэзии

Мир блокадной поэзии сложен, разнообразен и противоречив. Пытаясь в нем разобраться, мы оказываемся перед необходимостью его упорядочить, чтобы понять, почему эти литературные свидетельства так разительно отличаются друг от друга. Иногда сложно поверить, что они описывают общую историче­скую ситуацию, написаны людьми, переживающими одну и ту же катастрофу.

В первую очередь, среди этих текстов есть стихи, которые создавались с ориен­та­цией на «гос­заказ». Для таких поэтов, как Николай Тихонов, Ольга Берг­гольц, Вера Инбер, первой задачей было создать такое высказывание о блокад­ном опыте, которое бы целиком совпадало с потребностями советской военной пропаганды. В их текстах блокада изображается как испытание, которое необ­хо­димо и возможно преодолеть методом коллективного усилия, коллективного напряжения коллективной же воли, — так возникает аллего­ри­ческое внеинди­видуальное тело города-фронта, страдающего, но главным образом сражаю­щегося и по­беждающего.

Именно такой блокада предстала в публикации — будь то газета, брошюра, от­крытка или, допустим, блокадный водевиль. Постепенно индивидуальное стра­дание вообще вытеснялось. Так, даже желание Всеволода Вишнев­ского изо­бразить бло­кад­ный опыт как трагедию (безусловно, оптимистическую) не сов­пало с ви́­дением властей: они отказались от его вер­сии сценария для важней­шего доку­менталь­ного фильма «Ленинград в борьбе» (1942), в котором речь в итоге шла в пер­вую очередь о преодолении и торжестве ленинградской воли.

Блокадные поэты, связанные с поисками ОБЭРИУ 

, — Геннадий Гор, Павел Зальцман, Дмитрий Максимов, — также как и авторы, следо­вавшие иным сти­листическим традициям, — Татьяна Гнедич, Наталья Крандиевская, Даниил Андреев, рассматривали блокаду в первую очередь как гуманитарное круше­ние, ката­строфу отдельно взятого человека, попавшего в тиски агрессивной бесчело­вечной государственности. В этих стихах показан блокадник — беспо­мощ­ный, дезориентированный, но до последнего не желаю­щий отказываться от своего «я», от своего языка.

Для того чтобы передать такую степень исторической боли, которая превосхо­дит возможности языка, необходимы были приемы и воззрения, пересматри­вающие самые основы отношений субъекта, поэтического языка и отображае­мой действительности. В предвоенном Ленинграде существовала категория авторов, склонных и смеющих задумываться над этой проблематикой, — это круг ОБЭРИУ, именно поэтому поэтические свидетельства Гора, Зальцмана и Максимова производят такое мощное и мучитель­ное впечатление: поэты этого направления обладают инструментарием для того, чтобы показать тотальность распада, которой подвергается блокадник. Однако, казалось бы, более традиционные в своей стилистике Наталья Кран­диевская и Татьяна Гнедич, со своим усилием защиты частного и эстетиче­ского про­стран­ства от вторжения, также производят щемящие, странные тексты несоот­ветствия, где в аду, в пустоте и тьме происходят душераздираю­щие попытки налаживать свой отдельный мирок: читать Диккенса с жуком, обсуждать с кры­сой Рембрандта.

Следующей структурообразующей категорией можно считать вре­менную перспективу: стихи, написанные во время блокады, разительно отли­чаются от стихов, написанных после, по памяти или даже по памяти Другого, как это происходит в стихах, которые пишутся о блокаде сейчас.

Послеблокадная поэзия ставит перед собой задачи реконструкции и реставра­ции, причем реконструируются и блокадная память, и блокадная личность. Самым ярким примером тут опять оказывается поэтическая работа Берггольц, чья творческая идентичность настолько связана с блокадой, что забвение вос­принимается ею как трансгрессия, как предательство, а не как вынужденное обезболивание.

В послеблокадных стихах Глеба Семенова и Вадима Шефнера мы наблюдаем анализ юношеской травмы: блокада не отпускает, но и не выдает себя, свои ужасные смыслы. С этим, возможно, отчасти связаны поздние опусы Гора и Шеф­нера в области фантастики, где аллегоризация и абстракция становятся основными приемами для неназывания пережитого ужаса. Так, все более аб­страктными с годами становятся сновидческие руины блестящего блокадного художника и поэта Павла Зальцмана.

Задачи поэтов, воспроизводящих катастрофу в режиме постпамяти, естествен­но, совершенно отличны от того, как работали очевидцы и выжившие. Задача этих недавних текстов — восстановление, проявление и возобновление голосов блокады, различные способы наведения диалогических мостов между совре­мен­ной аудиторией и пластом истории, отделенным от нас десятилетия­ми идео­логической цензуры и самоцензуры свидетелей, задавленных кошма­ром памяти. В то время как слишком медленно (но все же) появляются попыт­ки научного осмысления этого материала, актуальное искусство до последнего времени сторонилось блокадного архива. Дьявольская разница между научной работой и художественным текстом заключается в неизбежности авторской позиции: обращаясь к историческому материалу сегодня, художник должен быть видимым, оставаясь при этом прозрачным. Литературные опыты Елены Шварц, Виталия Пуханова, Игоря Вишневецкого, Сергея Завьялова — это попытки воплотить зиму 1941–1942 годов, причем при сходстве фактуры и точки зрения жанровые рамки совершенно различны.

Даниил #Андреев

1906–1959

Из поэмы «Ленинградский апокалипсис»
В нас креп утробный ропот голода.
За этот месяц сколько раз мы
Преодолеть пытались спазмы,
Опустошающие мозг!
Но голод пух, мутил нам головы,
И видел каждый: воля, вера,
Рассудок — в этих лапах серых
Податливей, чем нежный воск.

Он заволакивал нам зрение,
Затягивал всю душу студнем;
Он только к пище, только к будням
Спешил направить труд ума…
Свои восторги, озарения,
Тоску, наитья, взрывы злобы
Рождает этот дух безлобый,
Бесформенный, как смерть сама.

Как страшно чуять эти щупальцы,
Сперва скользящие в желудке,
Потом — в сознанье, в промежутке
Меж двух идей, двух фраз, двух слов!
От паутины липкой щурится
И слепнет дух, дичает разум,
И мутный медленный маразм
Жизнь превращает в рыск и в лов.
1949–1953
Владимир

Эдуард #Асадов

1923–2004

Ленинграду

Не ленинградец я по рожденью.
И все же я вправе сказать вполне,
Что я — ленинградец по дымным сраженьям,
По первым окопным стихотвореньям,
По холоду, голоду, по лишеньям,
Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,
Где снег был то в пепле, то в бурой крови,
Мы с городом жили одной судьбою,
Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали, можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:
Невка, Васильевский, Зимний дворец…
Впрочем, не я, не один, конечно, —
Его заслонил миллион сердец!

И если бы чудом вдруг разделить
На всех бойцов и на всех командиров
Дома и проулки, то, может быть,
Выйдет, что я сумел защитить
Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.

Товарищ мой, друг ленинградский мой,
Как знать, но, быть может, твоя квартира
Как раз вот и есть та, спасенная мной
От смерти для самого мирного мира!

А значит, я и зимой и летом
В проулке твоем, что шумит листвой,
На улице каждой, в городе этом
Не гость, не турист, а навеки свой.

И, всякий раз сюда приезжая,
Шагнув в толкотню, в городскую зарю,
Я, сердца взволнованный стук унимая,
С горячей нежностью говорю:

— Здравствуй, по-вешнему строг и молод,
Крылья раскинувший над Невой,
Город-красавец, город-герой,
Неповторимый город!

Здравствуйте, врезанные в рассвет
Проспекты, дворцы и мосты висячие,
Здравствуй, память далеких лет,
Здравствуй, юность моя горячая!

Здравствуйте, в парках ночных соловьи
И все, с чем так радостно мне встречаться.
Здравствуйте, дорогие мои,
На всю мою жизнь дорогие мои,
Милые ленинградцы!
1968

Анна #Ахматова

1889–1966

Памяти Вали
1

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

2

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
23 апреля 1942 года
Ташкент

Ольга #Берггольц

1910–1975

Из поэмы «Твой путь»
И на Литейном был один источник.
Трубу прорвав, подземная вода
однажды с воплем вырвалась из почвы
и поплыла, смерзаясь в глыбы льда.
Вода плыла, гремя и коченея,
и люди к стенам жались перед нею,
но вдруг один, устав пережидать,—
наперерез пошел
по корке льда,
ожесточась пошел,
но не прорвался,
а, сбит волной,
свалился на ходу,
и вмерз в поток,
и так лежать остался
здесь,
на Литейном,
видный всем,—
во льду.

А люди утром прорубь продолбили
невдалеке
и длинною чредой
к его прозрачной ледяной могиле
до марта приходили за водой.
Тому, кому пришлось когда-нибудь
ходить сюда, — не говори: «Забудь».
Я знаю все. Я тоже там была,
я ту же воду жгучую брала
на улице, меж темными домами,
где человек, судьбы моей собрат,
как мамонт, павший сто веков назад,
лежал, затертый городскими льдами.

…Вот так настал,
одетый в кровь и лед,
сорок второй, необоримый год.
Апрель 1945 года

Елена #Вечтомова

1908–1989

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу — посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!

Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад…
Мой малыш-сынишка — спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.
Запись в дневнике 18 января 1943 года

Юрий #Воронов

1929–1993

31 декабря 1941 года
По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год —
Он в Ленинграде незаметен.

Дома — без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.

И мы Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой —
Наследье прожитого года.

Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
У осажденных ленинградцев…

Здесь даже спички лишней нет.
И мы, коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет,
Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же в городе у нас
Не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдет
Под вой метели на заводы.
…Мы не встречаем Новый год,
Но утром скажем: С Новым годом!

Татьяна #Гнедич

1907–1976
* * *

Стекла в клетку — стекла сумасшедшие.
Бьется в черных судорогах тьма.
Вот оно — вселенское увечие,
Всполоха ночного кутерьма.

Словно выдох грозового грохота
Ахнул неожиданный удар,
Алыми зазубринами хохота
Замигал над площадью пожар.

Вспыхнуло, расплавилось, расплавило
Небо розовеющим костром…
Знаю я неписаные правила
В городе, придуманном Петром:

Пусть таится, прячется, корежится,
Ухает, шарахается мгла,
Эхами и грохотами множится,
Заревами бьется в зеркала…

Здесь бояться некого и нечего,
Самый страх перепугали тут,
Здесь из крови, страха человечьего
Над веками выстроен редут!

Он стоит торжественно и круто
На великом воинском пути,
И врагу от этого редута
В час разгрома глаз не отвести.
1942

Геннадий #Гор

1907–1981

* * *

Красная капля в снегу. И мальчик
С зеленым лицом, как кошка.
Прохожие идут ему по ногам, по глазам
Им некогда. Вывески лезут
Масло Булки Пиво,
Как будто на свете есть булки.
Дом, милый, раскрыл всё —
Двери и окна, себя самого.
Но снится мне детство.
Бабушка с маленькими руками.
Гуси. Горы. Река по камням —
Витимкан.
Входит давно зарытая мама.
Времени нет.
На стуле сидит лама в желтом халате.
Он трогает четки рукой.
А мама смеется, ласкает его за лицо,
Садится к нему на колени.
Время все длится, все длится, все тянется
За водой, на Неву я боюсь опоздать.
1942

#Библиобус #Стихи #поэзия #Литература #День_в_истории #блокада #27января

Источники:

Антология блокадной поэзии

3791

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock