#ЦБСБелорецкКАРАВАН САРАЙ – памятник башкирского народа.
Исторический час.
Караван-сарай — большое общественное строение в Азии, служащее кровом и стоянкой для торговых караванов. Но в Оренбурге - архитектурное сооружение памятник истории и культуры башкирского народа.
Караван-сарай в Оренбурге был построен в 1837-1846 годах. Строительство караван-сарая диктовалось практическими нуждами. Российская империя в это время активно действовала в мусульманских регионах – на Кавказе и в Средней Азии. Караван-сарай был необходим, чтобы у солдат и офицеров Башкиро-мещерякского войска было в Оренбурге место, где они могли собираться.
Инициатор строительства караван-сарая оренбургский военный губернатор Василий Перовский говорил, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе». Он отмечал: «важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей… и чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы». Башкиро-мещерякское войско было составлено из башкир и мишар, а позже включило еще и тептяр. Это было иррегулярное войска, созданное для обеспечения безопасности на южных рубежах России.
Автором проекта стал видный русский архитектор Александр Брюллов, старший брат художника Карла Брюллова. Ему была поставлена задача, чтобы облик здания не вызывал недовольства у приезжавших в город мусульманских торговцев. Проект другого архитектора Михаила Коринфского был отклонен, так как он не соответствовал поставленной задаче. Караван-сарай – единственный проект, в котором А. Брюллов использовал элементы восточной архитектуры. В остальных случаях он обращался к европейскому архитектурному наследию.
Сбор денег на строительство и все строительные работы выполнили башкиры. Порой на строительстве одновременно участвовало более 1 тысячи башкир. Даже лес, необходимый для строительства, и тот сплавлялся по реке из Башкирии. Они же вырабатывали камень и известь для строительства. Даже растения для сада, разбитого позднее возле караван-сарая, были привезены из Стерлитамакского уезда.
Здание караван-сарая, в который включает главное здание, мечеть и минарет, имеет символический смысл. По форме она напоминала башкирский аул. Мечеть, расположенная в центре архитектурного ансамбля, была похожа на жилище башкирского старейшины. На башкирском оно называется “тирмэ”. Башенки, расположенные по углам главного здания, символизируют юрты. Внутри здания имеется небольшой дворик.
Внутренняя отделка выполнена в достаточно сдержанной манере. Это объясняется тем, что денег не строительство было немного, а работа мастеров-резчиков стоило больших денег. Кроме того, вместо башкирских национальных мотивов здесь использованы более распространенные турецкие, арабские и мавританские узоры.
Главное здание выполнено в форме буквы «П» и состоит из пяти примыкающих друг к другу зданий. Предполагалось, что в здании будут размещаться разные учреждения, поэтому каждый из них должен был иметь отдельный вход. Интерьер главного здания достаточно прост. В свою очередь, восьмиугольная мечеть отделана в более изысканной манере. Минарет высотой 39 метров отделан белым изразцовым кирпичом.
В караван-сарае в разное время располагались канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском, гостиница для башкир и мишар, резиденция губернатора, губернская канцелярия, башкирский педагогический техникум, типография и даже планетарий.
До 1865 года Караван-сарай служил по своему назначению — в нём располагалась канцелярия Башкирского казачьего войска и одновременно обучались башкирские дети.
После ликвидации управления Башкирским войском в 1865 году Караван-Сарай был незаконно отобран у башкирского народа. По распоряжению губернатора В. Обручева в здании были размещены квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, комиссия по размежеванию башкирских земель. Для служителей мечети были оставлены две небольшие квартиры. Это вызвало возмущение башкир, под жалобой о возвращении незаконно отнятого Караван-Сарая подписалось около 10 тыс. человек.
В 1867 году губернатор Н. А. Крыжановский ходатайствовал о переносе мечети и минарета в другое место, ссылаясь на недопустимость соседства губернских учреждений с мусульманскими культовыми заведениями. Министерство внутренних дел, опасаясь народных волнений, не дало на это разрешения.
II Всебашкирский съезд, проходивший в Оренбурге с 20 по 27 июля 1917 год, специально обсудил вопрос о возврате башкирам отнятого у них царским правительством: Караван-Сарая и вынес постановление: «Караван-Сарай как здание, построенное башкирами…, съезд объявляет национальной собственностью башкирского народа».
Караван-Сарайская мечеть. 1913 год
На курултае башкир в августе 1917 года был поднят вопрос о возврате Караван-сарая башкирам: «Потребовать, чтобы „последний был освобождён и представлен Центральному шуро“, поручить президиуму заявить об этом Керенскому и Оренбургскому комиссару»[3]
С 16 ноября 1917 года по 14 февраля 1918 года в Караван-Сарае размещалось Башкирское областное (центральное) шуро.
Председатель бывшего Башкирского областного бюро и член Комиссариата по делам мусульман при Наркомнаце Ш. Манатов в январе 1918 г. беседовал по этому вопросу с В. И. Лениным. В. И. Ленин с большим интересом и участием рассмотрел проект декрета о возвращении Караван-сарая башкирам; он спросил: «Караван-Сарай до сих пор ещё не возвращён башкирам?». И тут же сказал: «Надо его скорее отдать». Прочитав подготовленный проект, он вставил между словами «Башкирский дом» слово «народный».
Декрет о возвращении Караван-сарая башкирам был принят по указанию В. И. Ленина в феврале 1918 года Народный Комиссариат по делам национальностей 6 февраля 1918 года послал в адрес исполнительного комитета Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, телеграмму: «Просим опубликовать во всеобщее сведение, что по решению Народного Комиссариата по делам национальностей Башкирский народный дом и мечеть под названием „Караван-Сарай“ в Оренбурге передаётся в полное распоряжение башкирского трудового народа в лице областного Совета башкир».
С августа по ноябрь 1918 года в Караван-сарае вновь разместились Башкирское правительство и его войсковые учреждения.
В 1920 году в здании Караван-сарая был открыт Башкирский институт народного образования, преобразованный позже в Башкирский педагогический техникум.
В сентябре 1924 года архитектурный комплекс (кроме помещения педагогического техникума, оставленного в ведении Башнаркомпроса) был передан Оренбургской губернии, входившей тогда в Киргизскую АССР (часть территории которой сегодня входит в состав Казахстана), а в 1934 года, с образованием области, — Оренбургской области.
В 1936—91 в здании мечети функционировал планетарий.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «Караван-Сарай» отнесён к категории памятников архитектуры государственного значения. В течение многих лет башкиры поднимали вопрос о возврате Караван-сарая в собственность Башкортостана. 10 июня 1989 года было создано Оренбургское областное башкирское культурно-просветительское общество «Караван-сарай», одной из основных задач которого стояло возвращение комплекса Караван-Сарай его законному владельцу — башкирскому народу.
С конца 80-х годов XX века башкирская общественность стала поднимать вопрос о передаче Караван-сарая народу. Эти требования нашли отражение в Обращении адресованном руководству Оренбургской области принятом 18 декабря 1989 года на 1 (IV) съезде Башкирского народного центра «Урал», в котором говорилось о необходимости превращения Караван-Сарая в культурный центр башкир Оренбургской области[4].
Этот же вопрос обсуждался и на собрании башкирской общественности города Уфы и республики, созванном 10 мая 1990 года по инициативе Башкирского народного центра «Урал» и Клуба башкирской культуры «Актирма». В резолюции собрания отмечалось: «Добиться, чтобы обком КПСС, Совет Министров БАССР, творческие союзы взяли под свою защиту и контроль удовлетворение духовных и культурных запросов башкир, проживающих в других областях и республиках страны. Войти руководящим органам республики в связь с соответствующими органами соседних областей и республик для урегулирования вопросов оказания помощи в деле обеспечения культурно-языковых потребностей башкирского населения. Достичь реализации требований башкирского народа по возвращению ему Караван-сарая — башкирского народного дома».
В Договоре от 19 апреля 1990 года о взаимном сотрудничестве между Оренбургской областью и Башкирской АССР был зафиксирован пункт о необходимости оказать содействие и помощь Оренбургскому горисполкому в возвращении башкирской общественности Башкирского Народного дома «Караван-сарай», восстановления в нём Башкирского педучилища и размещения Центра башкирской культуры
.25 мая 1994 года между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан было подписано соглашение, по которому предполагалось, что комплекс Караван-Сарай в городе Оренбурге, включая здание мечети с земельным участком, станет объектом государственной собственности Республики Башкортостан на территории Российской Федерации после согласования с органами исполнительной власти Оренбургской области..
В сентябре 1996 года, во время проведения Дней Республики Башкортостан в Оренбургской области, приуроченных к празднованию 150-летия со дня открытия Караван-Сарая, было подписано соглашение о совместном использовании историко-архитектурного памятника «Караван-Сарай».
В 2006 году президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, посещая ансамбль караван-сарая сказал: «В истории каждого народа есть особые ценности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Таким воплощением духа башкирского народа стал Караван-Сарай. Построенный башкирами на добровольные пожертвования, собранные ими для размещения формирующихся в городе Оренбурге башкирских военных команд, училища для мальчиков-башкир и войсковой мечети, этот уникальный историко-архитектурный памятник — национальная гордость башкирского народа».
Оставить сообщение: