18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

#ҡоролтай

22:29 17.04.2025 16+
#ҡоролтай
#ВсемирныйКурултайБашкир
#курултай
#деньнациональногокостюма
#учусьвнациональномкостюме
#милликейемдәуҡыйбыҙ
#МиллиКейемКөнө2025
#ДеньНациональногоКостюма2025
#ДеньНациональногоКостюмаБИКМ

В День национального костюма знакомим вас со старыми и новыми экспонатами и предметами нашего музея, а также фотографиями и предметами из музея Ломовского СДК и архива Трифоновой Е.

В развитии женского русского горнозаводского костюма рубежа 19-20 веков, как известно, отмечается несколько этапов, и все эти этапы можно проследить на примере сохранившихся фотографий и элементов костюмов Белорецкого района:

1⃣этап - сохранение в костюме национальных и региональных черт тех регионов, откуда переехали переселенцы в горные заводы. Ярче и дольше всего это сохранялось в среде старообрядцев, которые, помимо радения за старую веру (за сохранение религиозных традиций до реформы патриарха Никона), очень стремились сохранить и традиционный русский костюм. Там, где не хватает сохранившихся элементов костюма, помогают фотографии, картины художников и свидетельства очевидцев.

На фото 1, 2, 3, 4 элементы и комплексы старообрядческого костюма:
1 - моленный комплекс с косоклинным сарафаном, характерным для нижегородской местности (из фондов Белорецкого музея) - тёмный сатиновый двуслойный сарафан, белая рубаха с кружевом по рукаву, тёмный платок с набойкой, лестовка (старообрядческие чётки), отсутствие пояса объясняется правилами во время молитвы;
сарафан принадлежал Василисе Загребиной (Ломакиной) примерно 1880-х г. р., родившейся в старообрядческой семье предположительно в Нижегородской губернии, передан белоречанкой Полетавкиной Ксенией, праправнучкой Василисы; рубаха-рукава - из фондов Белорецкого музея, платок и лестовка приобретены музеем специально на антикварных площадках для создания более полного комплекса;
2 - кукла-старообрядка изготовлена нами по мастер-классу Панасовой Ирины Евгеньевны совместно с Центром традиционной культуры народов Среднего Урала, кукла создана на основе фотографий уральских старообрядцев, имеет необходимый элемент старообрядческой культуры и костюма - подрушник (лоскутный коврик для земных поклонов во время исполнения молитвенного правила), планируем воссоздать его и для музейного комплекса;
3 - на фото Ручушкины Татьяна Даниловна и Виктор Иванович, мать и сын, (с.Ломовка, из семейного архива Ручушкиных); способ закалывания платка характерен для старообрядок, хотя сарафанный комплекс уже разрушен - середина 20века;
4 - тканевая лестовка - во время молитвы, перебирая бобочки-ступеньки, поднимаемся от "земли" до "неба" (из фондов музея Ломовского СДК);

2⃣этап - в результате ассимиляции появляется общий, характерный для большинства горных заводов комплекс с круглым (более простым в крое, чем косоклинный) сарафаном, с вышитым крестиком, часто тёмным, фартуком, с брокаровской "мыльной" вышивкой.

На фото 5, 6, 7, 8 комплексы с круглым сарафаном предположительно рубежа 19-20 вв.:
5 - комплекс с круглым сарафаном замужней женщины (из фондов Белорецкого музея) - рубаха, нижняя юбка, сатиновый круглый сарафан, янтарные бусы, вышитый фартук тканый пояс, платок;
6, 7 - на фото семья Суховых и Куликовых, (с. Кага, из архива Трифоновой Е.) - помимо прочих интересных черт костюма того периода, обращают на себя внимание платки у замужних женщин с торчащими в стороны концами;
8 - рисунок М. Ф. Чурко "Верхне-Авзяно-Петровск. Молодая женщина в праздничном наряде", 1924 (из фондов Государственного исторического музея Южного Урала) также очень подробно отражает особенности комплекса с круглым сарафаном;
опять же мы видим платок с торчащими в стороны концами - этот эффект был возможен благодаря использованию сухой тафты для изготовления платков, которую нам, к сожалению, приобрести пока не удаётся для создания исторически верного музейного комплекса;

3⃣этап - разрушение национальных черт, появление городского комплекса - парочка, состоящего из кофты и юбки (влияние европейской городской моды);
на фото 9, 10 - парочки:
9 - комплекс с юбкой горожанки (из фондов Белорецкого музея) - видно изменение в том, что замужняя женщина ещё собирает волосы, но не покрывает их полностью, как того требовала национальная мода многих народов от замужней женщины, надевает на затылок так называемую наколку - модный аксессуар; также для народного костюма немыслимо было подчеркивание женской фигуры, а в городском костюме видим даже корсетные детали в кофте; кофта и наколка из фондов музея, а юбка - реплика, и сшита нами специально для создания исторически более верного комплекса;
10 - комплекс юбка с кофтой и фартуком ( из фондов музея Ломовского СДК) - также показывает проникновение городского костюма (хотя ещё с национальными чертами) и в сельскую местность; кофта принадлежала Дахтиной Прасковье Филипповне 1896 г. р, уроженке с. Ломовка, передана в музей внучкой по материнской линии, Бурлаковой Е. А.

Что касается мужского горнозаводского костюма, то он потерял национальные черты раньше женского - городские европейские черты проявились в появлении пиджаков, сапог и брюк-штанов вместо портов, хотя в некоторых семьях и местностях под пиджаком ещё какое-то время носили вышитую рубаху с прямым или косым воротом (фото 7), правда, укоротившуюся под длину пиджака.

Ещё о русском горнозаводском костюме можно почитать по ссылке: https://belormuseum.ru/stati-i-issledovaniya/gornozavodskij-kostyum-beloreckogo-rajona/
928

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock