18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Изящной лирики перо... Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской

19:51 05.06.2021 16+

Изящной лирики перо...

Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Творчество Майкова проникнуто большой любовью к русской деревне, природе, а также к античному миру, который писатель изучал на протяжении всей жизни. Аполлон Майков оставил большой след в русской литературе XIX века.



Детство и юность
Родился будущий поэт 23 мая (4 июня) 1821 года в Москве в дворянском семействе. Родители Аполлона были представителями творческой интеллигенции: отец, Николай Аполлонович, был академиком живописи, а мать, Евгения Петровна, — писательницей и поэтессой.

Аполлон и четверо его братьев воспитывались в атмосфере искренней любви и интереса к искусству. Гостеприимный дом Майковых часто посещали известные художники и литераторы. Подобная обстановка способствовала раннему проявлению творческих задатков Аполлона, который уже в раннем детстве начал рисовать и писать стихи.
Интересный факт: юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за прогрессирующей близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.
В 1834 году семейство Майковых переехало в Петербург, где начальным образованием старших сыновей, Аполлона и Валериана, занимались лучшие преподаватели. Под их чутким руководством Аполлон всего за 3 года прошёл семилетний гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.
Пробы пера
В университете Аполлон Майков стал изучать древнегреческую и римскую историю, которая увлекла его на долгие годы. Античный мир оказал большое влияние на творчество Майкова, который писал в манере, свойственной для древних поэтов.
В 1842 году был опубликован дебютный сборник начинающего поэта, который был тепло встречен не только простыми читателями, но и литературными критиками. Но самое главное — за свою работу Аполлон Николаевич получил внушительное денежное вознаграждение от императора Николая I. Полученное пособие позволило поэту отправиться в путешествие по Европе, которое продлилось почти 2 года.

Впечатления от этой поездки Майков отразил в новом поэтическом сборнике — «Очерки Рима», который был издан в 1847 году. Направленность его творчества заметно переменилось: от античности Майков перешёл к современным реалиям.
Духовные поиски
По возвращении в Петербург в 1844 году Майков стал активно сотрудничать с литературными журналами «Современник» и «Отечественные записки».
Будучи уже известным поэтом, он случайно попал на заседание социалистического кружка, организованного Михаилом Петрушевским. Именно там Майков познакомился и подружился с выдающимися людьми своего времени: Достоевским, Плещеевым и другими.

В этот период произведения Майкова были пронизаны гражданской тематикой. Его поэма «Две судьбы», написанная в 1845 году, была удостоена Пушкинской премией Академии наук. Год спустя вышла поэма «Машенька».
Аполлон Николаевич изменил своё отношение к революционному движению в России, когда многие участники кружка Петрушевского оказались в ссылке.
Начиная с 1850-х годов Майков увлёкся славянофильскими идеями. Он начал много писать о красоте русской природы, и его лирические произведения были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами. Лучшими его произведениями стали стихи «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки», отличающиеся задушевностью и напевностью.
При изучении краткой биографии Майкова стоит отметить, что в этот период он увлёкся историей Древней Руси. Самой важной его работой стал перевод «Слова о полку Игореве», который был признан одним из лучших.
Личная жизнь
О личной жизни Аполлона Николаевич известно совсем немного. Первой и единственной его супругой стала Анна Ивановна Штеммер, подарившая поэту четырёх детей: сыновей Николая, Владимира, Аполлона и дочь Веру.
Лучшим другом Майкова был выдающийся писатель Федор Достоевский, с которым он породнился, став крёстным отцом всех его детей.
Скончался Аполлон Николаевич Майков 8 (20) марта 1897 года. Причиной смерти стала пневмония.

В мае
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там
Все порхают, поют,
Гнёзда тёплые вьют.
Побываю в лесу,
Там я пчёлок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.

Я пройдусь по лугам.
Мотылечки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.
Первое мая.

Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо,
От цветов до других по неделе проходит и боле.
Словно кончит картину и публике даст наглядеться,
Да и публика знает маэстро и уж много о нем не толкует:
Репутация сделана бюст уж его в Пантеоне.
То ли дело наш Север! Весна, как волшебник нежданный,
Пронесется в лучах, и растопит снега и угонит,
Словно взмахом одним с яркой озими сдернет покровы,
Вздует почки в лесу, и — цветами уж зыблется поле!
Не успеет крестьянин промолвить: «Никак нынче вёдро»,
Как — и соху справляй, и сырую разрыхливай землю!
А на небе-то, господи, праздник, и звон, и веселье!
И летят надо всею-то ширью от моря и до моря птицы —
К зеленям беспредельным, к широким зеркальным разливам!
Выбирай лишь, где больше приволья, в воде им и в лесе!
И кричат как, завидя знакомые реки и дебри,
И с соломенных крыш беловатый дымок над поляной!..
Унеси ты, волшебник, скорее меня в это царство,
Где по утренним светлым зарям бодро дышится груди,
Где пред ликом господних чудес умиляется всякое сердце…
1859, Неаполь.

Долго ночью вчера я заснуть не могла,
Я вставала, окно отворяла…
Ночь немая меня и томила, и жгла,
Ароматом цветов опьяняла.

Только вдруг шелестнули кусты под окном,
Распахнулась, шумя, занавеска —
И влетел ко мне юноша, светел лицом,
Точно весь был из лунного блеска.

Разодвинулись стены светлицы моей,
Колоннады за ними открылись;
В пирамидах из роз вереницы огней
В алебастровых вазах светились…

Чудный гость подходил всё к постели моей;
Говорил он мне с кроткой улыбкой:
«Отчего предо мною в подушки скорей
Ты нырнула испуганной рыбкой!

Оглянися — я бог, бог видений и грез,
Тайный друг я застенчивой девы…
И блаженство небес я впервые принес
Для тебя, для моей королевы…»

Говорил — и лицо он мое отрывал
От подушки тихонько руками,
И щеки моей край горячо целовал,
И искал моих уст он устами…

Под дыханьем его обессилела я…
На груди разомкнулися руки…
И звучало в ушах: «Ты моя! Ты моя!»-
Точно арфы далекие звуки…

Протекали часы… Я открыла глаза…
Мой покой уж был облит зарею…
Я одна… вся дрожу… распустилась коса…
Я не знаю, что было со мною…

Вся в розах — на груди, на легком платье белом,
На черных волосах, обвитых жемчугами,—
Она покоилась, назад движеньем смелым
Откинув голову с открытыми устами.
Сияло чудное лицо живым румянцем…
Остановился бал, и музыка молчала,
И, соблазнительным ошеломленный танцем,
Я на другом конце блистательного зала,
С красавицею вдруг очами повстречался…
И — как и отчего, не знаю!— мне в мгновенье
Сорренто голубой залив нарисовался,
Пестумский красный храм в туманном отдаленье,
И вилла, сад и пир времен горацианских…
И по заливу вдруг на золотой галере,
Плывет среди толпы невольниц африканских,
Вся в розах — Лидия, подобная Венере…
И что ж? обманутый блистательной мечтою,
Почти с признанием очнулся я от грезы
У ног красавицы… Ах, вы всему виною,
О розы Пестума, классические розы!..
3448

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock