18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

#ЭтоИнтересноБИКМ #НашиЭкспедицииБИКМ

05:55 09.11.2024 16+


Сегодняшний пост в честь уходящего Дня "Приготовьте что-нибудь необычное и пикантное", под впечатлением от посещения музея Фабрики-кухни в Самаре (фото 1, 3, 4, 5, 9) и в продолжение темы Октябрьской революции 1917 года.

После окончания гражданской войны в стране и окончательного установления советской власти партия большевиков провозгласила свои планы развития общества - каким-то удалось воплотиться, а какие-то остались утопией. Так, например, большевики хотели создать коммунистическое общество, в котором не должно было быть частной собственности, домашнего хозяйства, денег и неравенства.

Такое общество - одна большая коммуна, в которой все вместе работают на общее благо, вместе проводят досуг, вместе отдыхают и обедают. Быт, семья, домашнее хозяйство считались пережитками прошлого, и которые необходимо преодолеть. На это была направлена политика государства в 1920-е годы.

Одним из способов реализации этих планов стало проектирование и строительство фабрик-кухонь - механизированных предприятий общественного питания, где пища проходила путь от первичной обработки до реализации в обеденных залах.

Новая система общепита должна была быть рациональной. Ее основная цель - дать работнику энергию для дальнейшего труда. Пища должна была быть полезной: содержать нужное количество калорий, белков, жиров, углеводов.

Фабрики-кухни, освобождая женщину от домашней работы во имя трудовых и общественных свершений, должны были сформировать новую норму повседневности - коллективный быт. На смену отсталой, грязной, тесной домашней кухне приходят большие светлые залы и общими длинными столами. Концепция фабрики-кухни впитала в себя многие популярные в то время идеи: женской эмансипации и коллективизма, повсеместной механизации, культ гигиены и рациональности.

Фабрики-кухни должны были не только кормить, но и воспитывать нового человека для нового общества.

Общественные столовые должны были стать местом идеологического и эстетического воспитания.

В конце 1920-х годов развернулась кампания "За культурный обеденный перерыв". При столовых организовывались библиотеки, читались лекции, устраивались дискуссии и просмотры киножурнала.

Большинство фабрик-кухонь открывалось в специально возведённых зданиях. Их массовое строительство пришлось на эпоху торжества конструктивизма, фактически признанного официальным советским стилем. Этим можно объяснить архитектурные сходства многих подобных объектов. Архитекторы вдохновлялись идеями друг друга, а нередко и работали вместе.

Первая в стране фабрика-кухня была открыта в Иваново-Вознесенске в 1925 году. Поначалу признанный успешным опыт получил Всесоюзное распространение... Однако возведение огромных знаний с высокотехнологичным оборудованием оказалось слишком дорогим, а качество производимой пищи невысоким. Грандиозный и утопический по своей сути проект не оправдал ожиданий, поэтому был свернут уже в 1930-е годы.

На фото 6 (иллюстрация К. А. Матвеевой из её книги "Белорецк вчера и сегодня") Белорецкая Фабрика-кухня, ресторан "Урал", столовая √1 и пивная были построены в 1928-1930 гг. напротив старой пожарной части на месте современного ТЦ "Сезам" по ул. Ленина. По воспоминаниям местных жителей для строительства Фабрики-кухни использовали кирпичи от разобранного Кафедрального Собора Николая Угодника.

На фото 7: Ударники труда Фабрики-кухни, 1931г.(из книги К. А. Матвеевой "Белорецк вчера и сегодня")

Из воспоминаний Эрне Ланге, опубликованных в книге К. А. Матвеевой "Белорецк в 30-40-е гг." (Э. Ланге была жительницей Австрии, мечтавшей жить в Советском Союзе из-за идей, которые Эрне откликались, она перешла для этого границу и была арестована как шпионка): "Судьбе наперекор я чудом выбралась из заключения на волю, где меня никто не ждал. Это был голодный 1946 год. На воле мне пришлось познать самые тяжёлые дни в глубоком одиночестве. Начать новую жизнь на новой родине - России...

Мы выехали из лагеря с подругой Марией Афанасьевной. Меня в дороге обокрали. Я с большим трудом приехала в Инзер Белорецкого района. Но устроиться в селе было трудно, и я приехала в Белорецк. С огромным трудом мне удалось устроиться на фабрику-кухню уборщицей. Ко мне относились повсюду с большим недоверием. Иностранка, только что освобожденная...

Моя работа уборщицей на кухне оказалась тяжёлой. Вначале надо было скоблить лопатой грязь, потом мыть, а площадь была большая. Когда было голодно, шла к Клавдии Кулеше. Они меня кормили и спасали от голода. Лишний раз я стеснялась идти. Я жила на квартире на Матинской улице. То, что я иностранка, не всех устраивало, приходилось менять работу."

Из воспоминаний Ольги Кузнецовой о работе мужа, Владимира Дуракова: "Муж работал там поваром в мясном цехе. Получил профессию повара в армии, пришел из армии, устроился на комбинат питания (тогда это так называлось) в 70-е годы и работал там до закрытия - около десяти лет. Делал полуфабрикаты для школьных обедов (за этим залом была закреплена уборщица, и в других залах она уже не работала), а жарил уже другой повар в другом зале. В этом же здании была лаборатория, где проверяли все на калорийность, ну , может как по-другому называлась... Когда старшей дочке было четыре года, а второму два, старшая говорила "а пойдёмте на папину зелёную работу" (здание было тогда светло-салатового цвета) , и мы подходили со стороны нынешнего "Самовара" (тогда "Копейки") к его мясному цеху, и он нас всегда пирожками свежими угощал через окошечко".

Из воспоминаний Зили Абзаловой: "Когда работала в редакции газеты "Урал", это 80-е годы, каждый день ходили с коллективом в ресторан "Урал" обедать. Обед - борщ и полпорции пельменей - стоил 1р.40 коп. (зарплата корректора была 80р.), было вкусно. В магазине при фабрике-кухне продавали полуфабрикаты, в том числе варёную свёклу и морковь, и в ответ на моё удивление о том, что неужели кто-то это покупает, продавец уверенно отвечала, что конечно, покупают".

На фото 8: парад в честь Дня Победы по ул. Ленина (предположительно 1981 год или позже). На заднем плане видна Фабрика-кухня (из фондов музея).

В 1999 г. здание Фабрики-кухни было снесено, и на его месте в 2005г. был построен ТЦ "Сезам". Даже в нашем музее нет полноценных фотографий Фабрики-кухни, остались только рисунки К. А. Матвеевой и воспоминания жителей Белорецка (будем рады, если вы поделитесь фотографиями и воспоминаниями на эту тему).

Фабрика-кухня в Самаре была заложена в 1929 году, а пущена в 1932 году, проект реализовывался с трудом, было потрачено гораздо больше денег, чем было запланировано, и, как и в Белорецке, когда стало не хватать стройматериалов, было предложено разобрать две церкви для этого. Но Горсовет отстоял их сохранность.

На фото 2: Помимо конструктивизма, при строительстве самарской Фабрики-кухни был использован и символизм (арх. Е. Максимова) - в плане здание представляло собой серп и молот (в молоте располагались производственные цеха - кухня, а в серпе магазины и столовая).

Самарская Фабрика-кухня пережила сложные времена. В конце 90-х была передана в частную собственность, площади сдавались в аренду, а уникальное здание постепенно разрушалось. За сохранение его встали самарские общественники и архитекторы. Но только когда здание стало филиалом Третьяковской галереи, и ресурсы одного из крупных музеев страны были брошены на реставрацию уникального памятника, его удалось спасти и превратить в музей. Спасти не только как памятник архитектуры, но и как памятник истории, как символ идеологии ушедшей эпохи.

6006

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock