ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО
09:15 28.03.2021 16+
ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО.
Аркадий Аверченко – советский писатель-сатирик, прославившийся тем, что редактировал журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Будучи сосланным в эмиграцию за «мещанство» своего юмора, он всё-таки сумел сделать так, чтобы его имя осталось известно нам и по сей день.
Аркадий Аверченко родился 27 марта 1881 года в Севастополе. Отец будущего писателя был купцом. У мальчика с детства было слабое здоровье и плохое зрение, поэтому он получил домашнее образование. С детства Аркадий отличался любовью к чтению.
10 интересных фактов из биографии Аркадия Аверченко
1. Долгие годы была неизвестна точная дата рождения Аверченко. Писатель указывал в анкетах и автобиографиях то 1881, то 1882, то 1883 годы. На его могиле в Праге указан 1884-й. В советских энциклопедиях и справочниках указывался 1881-й год. В 2006 году широко отмечалось 125-летие Аркадия Аверченко, была выпущена памятная марка. Тем не менее уже в 2001 году была опубликована статья севастопольской исследовательницы Светлана Шевченко, которая отыскала в местном архиве Книгу записи актов гражданского состояния Петро-Павловской церкви. Оказалось, правильная дата рождения Аверченко – 15 (27) марта 1880 года.
2. В 1906 году Аверченко получил серьёзную травму левого глаза, он у него перестал видеть и хранил неподвижность. Рассказывалось, будто глаз поранило осколками стекла, но как они туда попали – то ли Аверченко в драке разбили пенсне, то ли он стоял рядом со стеклянной дверью, по которой ударил пьяный – непонятно. Добавим, что и правым глазом Аверченко видел очень плохо (из-за сильной близорукости он не получил даже начального образования). Так что блестящая литературная карьера полуслепого человека была плодом его невероятной силы духа и воли.
3. Аверченко отличался мягким характером, он повторял: "Я кисель, никакой бритвой меня не разрежешь". В "Сатириконе" он не любил редактировать чужие фельетоны: "Каждый сам за себя отвечает. Напишет несколько раз плохо, перестанем печатать". И авторы сами себя держали в узде. А для графоманов из "самотека" была рубрика "Почтовый ящик "Сатирикона", где передразнивали фразы из их опусов, не называя имен. Одна дразнилка вошла в историю: "Вы пишете в рассказе: "Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?". Иностранных произведений не печатаем" (1909, № 48). Фразу "Она схватила ему за руку…" дважды цитировали братья Стругацкие, сейчас в Интернете её иногда приписывают им.
4. Однажды Аверченко обещал бутылку шампанского тому, кто подберет самую удачную рифму к его фамилии. Писатель Лев Никулин набросал: "Ты поди уверь щенка,/ Что мешает он Аверченко". Маяковский в стихотворении "Пустяк у Оки" предложил другой вариант: "А там, где кончается звёздочки точка,/ месяц улыбается и заверчен, как/ будто на небе строчка/ из Аверченко…" Причём опубликовано это было в "Новом Сатириконе" (1915, № 33). А другой автор журнала, Василий Князев, однажды утром сходил к редактору за гонораром, но Аверченко его не принял. Князев написал: "Крючок приверчен ко/ Двери. Дверь заперта. Чудесно!/ Твори, Аверченко,/ Твори!/ Бумага бессловесна".
5. Аверченко много сделал для становления русской кинокомедии. В 1913 году он снялся в фильме "Корифеи русской литературы на охоте". По его сценариям сняты фильмы "Блюститель нравственности" (1914), "Без пуговиц" (1915) и "Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок" (1916).
6. Прозу Аверченко любила семья императора Николая II. 3 февраля 1916 года императрица писала мужу, что дочери читали вслух "рассказы Аверченко о детях". 7 мая 1918 года Николай II записал в дневнике: "Вчера начал читать вслух книгу Аверченко "Синее с золотом". Есть легенда, что Аверченко приглашали в Царское Село выступить перед императорской семьей. Подтверждений нет, даже годы мемуаристы называют разные (от 1910 до 1914). Известно лишь одно – Аверченко не поехал. Как редактор и журналист он был в оппозиции правительству.
7. В 1918 году Аверченко бежал из революционного Петербурга в Москву, потом в Киев, почти весь 1919 год провёл в разных городах занятого белыми юга России, пока в 1919 году не осел в родном Севастополе, где прожил последние два года, до эмиграции. Есть сведения, что Аверченко писал для Генерального штаба Белой армии юмористические прокламации, которыми потом осыпали с самолета голодных красных бойцов. Текст был примерно такой: "А мы сегодня отлично пообедали. На первое борщ с ватрушками, на второе поросенок с хреном, на третье пироги с осетриной и на заедку блины с медом. Завтра будем жарить свинину с капустой, ветер будет в вашу сторону".
8. В 1920 году Аверченко выпустил в белом Севастополе сборник рассказов "Дюжина ножей в спину революции". Его герои с грустью вспоминают утерянную старую Россию. Через год книга была переиздана в Париже, и на нее откликнулся в газете "Правда" (22 ноября 1921 года)… сам Ленин. Владимир Ильич назвал автора "озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем", однако саму книжку призвал "высокоталантливой". Рецензия заканчивается словами: "Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять". И в Советской России, действительно, стали публиковать отдельные произведения Аверченко (обычно сопровождая их опровержительным комментарием), чему сам сатирик не радовался.
9. В "Двенадцати стульях" в главе 30 ("В театре Колумба") мебель к авангардному спектаклю "Женитьба" была изготовлена в "мастерских Фортинбраса при Умслопогасе". Остап передразнивает: "А мне не понравилось, (…) что мебель у них каких-то мастерских Вогопаса. Не приспособили ли они наши стулья на новый лад". Это пародия на неудобоваримые громоздкие сокращения, модные в 1920-е годы, вроде "Вхутемас". Каждое имя – литературная аллюзия. Фортинбрас – герой "Гамлета", Умслопогас – персонаж романа Генри Хаггарда. А "Вогопас" - из рассказа Аркадия Аверченко "Городовой Сапогов". Городовой, ярый антисемит, инспектирует деятельность предпринимателей-евреев и повсюду подозревает мошенничество. Печатнику он заказывает изготовить в его присутствии визитную карточку. Для этого имя, фамилию и отчество – "Павел Максимович Сапогов" - надо нанести на литографский камень в обратном порядке. Прочитав "Вогопас Чивомискам Левап", тупица-городовой приходит в бешенство и велит еврею покинуть город в 24 часа.
10. Аверченко не был женат, законных детей у него не осталось, разыскать его родственников очень сложно. Тем не менее биограф Виктория Миленко нашла в Москве двоюродную внучку писателя, Наталию Одинцову (её отец – сын сестры Аркадия Тимофеевича Надежды). Наталия Игоревна рассказала удивительную историю. Ей пришлось разрабатывать курс по синергетике. Она стала читать специальную литературу и обнаружила, что ключевое понятие синергетики – нелинейность – объясняется через рассказ её двоюродного деда "Люди, близкие к населению". "Кто после этого станет утверждать, что Аверченко не современен?"
Оставить сообщение: